Чин прощения

Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. 

Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 2, 2023, PDF-версия):

«Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха (архиерея) по Типику Великия Церкви (1838 г.) или же иных подобных обычаев. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Этот чин описывается в доступных нам литургических источниках XVII–XVIII веков — Архиерейских Чиновниках. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей.»

Прп. Ефрем Сирин:

«Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку»