Прообраз Хевизского храма — Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде

Автор проекта Хевизского православного храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» господин Ласло Ванца, лауреат архитектурной премии Венгрии имени Ибла, руководитель творческой мастерской Váncza Művek, взял за образец одно из выдающихся творений древнерусской архитектуры — Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде (1119 год). Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному, так как все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935гг.. Неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении.

Знакомим жителей Венгрии с историей Георгиевского собора и его современным обликом по материалам сайта Юрьева монастыря:

История Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода

Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый (во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа.

Собор святого великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава святого князя Всеволода-Гавриила, княжившего тогда в Новгороде. Известны не только имена основателей главного храма Юрьева, князей Мстислава и Всеволода, но и имя его строителя, великого русского архитектора мастера Петра.

Спустя одиннадцать лет, в 1130 году, на память первоверховных Апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и игумене Исайе, его предшественник Кириак умер за два года до освящения храма.

Георгиевский собор — одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, но тогда, в 1130 году храм был еще лучше — он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов — позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.

Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела — Благовещения и святых Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, но к сожалению, сейчас древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. В 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В Юрьевом монастыре принял монашеский постриг знаменитый посадник Новгорода Мирошка Нездинич, новый инок был погребен в соборе в 1203 году, вскоре, в 1207 году здесь же похоронили его сына Дмитра Мирошкинича. В 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого Александра Невского. Позже, в 1244 года в Юрьевом монастыре умерла мать Феодора и Александра св. княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла в обители иночество под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына. Мощи св. князя Феодора были обретены в 1614 г. и перенесены в св. Софию. В январе 1786 года древний монастырь святого Георгия обрел великую святыню, сюда, по благословению митрополита Гавриила (1730-1801; Петров), были перенесены мощи св. архиепископа Новгородского Феоктиста (+1310) из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.

В середине 18 века по указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале XIX века, и связанно с именем архимандрита Фотия (1792-1838; Спасский), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием. Когда в 1822 году о.Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время о.Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебреная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона св.Георгия XII века была покрыта драгоценною ризою, украшенною драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами. Однако, особое внимание, которое настоятель уделял Георгиевскому собору, оказалось гибельным для росписи XII в., фрески были почти полностью сбиты со стен собора, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново, в роскошный семи ярусный иконостас, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней. Стенопись Георгиевского собора, созданная по воле архимандрита Фотия, не сохранилась так же, как и бесценные фрески 1130 года. В 1898 г. в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н. Сафонова. В 1902 году, незадолго до потрясшей Россию революционной катастрофы, Георгиевский собор после поновления освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (1828-1912; Охотин).

В 1920 г. Юрьев монастырь был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Георгиевском соборе. В 20-30-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова.

Древний храм вновь обрел жизнь после возвращения Юрьева монастыря Русской Церкви в 1991 году, когда благодаря усилиям епископа Льва (с 2012 г. митрополит Новгородский и Старорусский, Церпицкий), Юрьев монастырь возвратили Церкви. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство. Требуется много времени и средств, но самое главное, что колокола уже звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия, и можно придти помолится в одну из первых и значительных на Руси обителей.