Московские Епархиальные Ведомости. №3-4 за 2011 год
Радуйся, Источниче радости непрестаемыя!
(Кондак праздника)
В чинопоследовании Светлой седмицы служба иконе Матери Божией «Живоносный Источник» предваряется замечательной уставной заметкой: «Поем настоящее последование господина Никифора Каллиста… Не находим в Типиконе такового последования, но установлено оно ради любви Пресвятой Богородицы» (В четверток вечера). Вышнего освященное Божественное Селение — Богородица — подает радость всем, славящим Её Воскресшего Сына».
Синаксарь праздника содержит не только подробное объяснение причин установления праздника, но и список болезней, от которых исцелялись люди, прибегающие к помощи Богоматери: это онкологические заболевания («каркинския страсти»), проказа, чесотка, разного рода кровотечения, «опухоли женские», многие душевные болезни, туберкулез, болезни глазные. С именами конкретных лиц, получивших чудесное исцеление, названы и их недуги — водянка, оспа, язва, «каменозаятие», «птисная немощь», «водозадержание» и многие другие, «яже не возможно есть исчислити».
Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» связано с существованием целебного источника, находившегося близ Силиврийских ворот за городской стеной Константинополя. Прославление источника и устройство на этом месте монастыря относится к V веку и началось с чудесного исцеления Богоматерью слепца. Первоначальная иконография «Живоносного Источника» остается до конца неизвестной.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455–473), — синаксарь называет его человеком добрым и смиренным, — в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос самой Пресвятой Богородицы, Которая назвала его царем и указала ему на источник, находящийся в лесной чаще. Пречистая Дева велела Льву приложить тину «от сея мутныя воды» к глазам слепца. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — во свидетельство о чудесной силе источника — Живоносный, или Живоприемный Источник. Храм существовал до середины XV в.; после падения Константинополя он был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834—1835 гг.
Известно относящееся к Х в. описание чуда обретения источника и исцелений, бывших от него; Никифор Каллист в начале четырнадцатого века собрал все сведения об источнике и дополнил их, в частности, сведениями о том, что чудеса прекратились в годы латинского управления Константинополем (1204–1261) и Лионской унии (1274), заключенной императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282). При императоре Андронике II Палеологе (1282–1328) чудеса возобновились; сохранилось описание пятнадцати чудесных исцелений.
Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма; по-видимому, это было «Благовещение у кладезя». Другой образ находился в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» [Шевченко].
Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник», каким он предстает взорам молящихся в наше время, восходит к византийским изображениям типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Видимо, ранние списки иконы Богоматери «Живоносный Источник» не имели изображения источника, позднее в композицию была включены чаша (фиала), а затем — также и водоем, и фонтан.
Три древнейших известных нам иконографических типа Богородицы — Знамение, Одигитрия и Умиление — являются в иконографии основными, ведущими. В их основе «лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения» [Языкова].
Четвертый тип — его можно условно назвать «Акафистным» — собирательный, к нему можно отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. «Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху [Языкова].
В иконах этого типа центральная часть — один из основных иконографических типов — снабжается дополнительными элементами. Иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Знамения или Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающих на троне. Сам трон имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника [Языкова].
В византийской иконографии XII столетия отдельные элементы и детали буквально воспроизводят образы, почерпнутые из богослужебных текстов и раскрывающие их смысл. Обычно это разного рода ветхозаветные аллегории и гимнографические эпитеты — более всего их мы находим в Акафисте Богородице [Лившиц, Этингоф].
Одно из древнейших сохранившихся изображений «Живоносного Источника», где Богородица (иконографический тип Знамение) изображена с предстоящими праведными Иоакимом и Анной, — фреска церкви Богородицы Одигитрии монастыря Вронтохион в Мистре, — относится к тому времени, когда составлял свое описание Никифор Каллист -1322 г.
На Синайской иконе Благовещения Пресвятой Богородице (конец XII века) есть такой элемент, как река с птицами и рыбами, — это, несомненно, тоже иллюстрация такого эпитета, как «Животворящий Источник» [Mouriki, Лившиц]. У Никифора Каллиста есть описание одного, не упоминаемого ранее, мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» [Шевченко].
Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в. связи с возобновлением чудес [Шевченко, Тэлбот].
По мере усвоения эпитета «Живоносный Источник» Богородице [Кондаков], он становится связанным с этой иконографией, в основе которой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: это образ Богоматери Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение — Знамение») и образы Кириотиссы или Никопеи — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца [Шевченко].
Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне [Шевченко]. В XIV в. византийским мастером была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 или после 1380), где композиция была изображена на западной стене, над входом в храм. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне) [Шевченко].
На Руси композиций на тему «Живоносного Источника» древнее XVII в. не известно. [Антонова, Мнева]. В Сийском иконописном подлиннике приводится рисунок с изображением Живоносного Источника с надписью: «Празднуется сей в пяток Светлыя недели празднику Живоносного Источника; а в новых Триодях написан синаксарь, лист 700» [Покровский].
В XVII в. сюжет был весьма популярен у иконописцев Оружейной палаты, которые создали развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII — начала XVIII вв. находятся в Третьяковской галерее). Представляют интерес объяснительные надписи следующего содержания: «Царь Лев хром и умывся от воды»; «Устиниан царь греческий исцелился от воды»; «Царица Елена неплодна роди сына Константина»; «Иоанна Патриарха от глуховения (глухоты) избави»; «Иеромонаха Марка от пухновения избави». А вот объяснение изображения стоящего у водоема царя Льва, который привел к источнику слепца: «Обрете царь Лев слепого и показа ему источник». Композиции многофигурные, с изображением множества жаждущих исцеления людей [Антонова, Мнева].
На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея имени преподобного Андрея Рублева в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9) [Шевченко]. На иконе из Ростовского музея на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе начала XVIII века из местного ряда иконостаса церкви Михаила Архангела в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской обл.; икона в Рублевском музее), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения [Шевченко].
Для Руси изображение «Живоносного Источника» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII—XIX вв.). Распространение этого сюжета в иконописи приходится на середину XVII в., после того как в 1654 г., при Патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрит Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника Ея» [Шевченко].
Сохранившиеся иконы 2-й половины XVII—XVIII вв. свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (икона из Рублевского музея); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (икон конца XVII — начала XVIII вв., ГТГ). Существует вариант этого типа — изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели; по сторонам Богородицы — два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия, — фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сборнике «Небо Новое», чаще их 16 — по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25. Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из Рублевского музея): обретение императором Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение императором Львом I храма у источника; исцеление императора Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма императором Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление императора Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление императора Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и протоспафария; исцеление варягов [Шевченко]
В росписи церкви пророка Божия Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы — фигуры семи парящих ангелов, два ангела вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников [Шевченко].
Изображения «Живоносного Источника» получили большое распространение на Балканах. Икона, написанная мастером афонского монастыря Зограф для Петропавловской церкви (Мелник, Болгария), содержит все известные сюжеты; особенностью является резная чаша, в которой располагаются Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос, благословляющий обеими ручками.
Почти так же богата и чаша в клейме «Живоносный Источник» на иконе работы Семена Спиридонова, но, в отличие от болгарской иконы, Богородица здесь не простирает Свои руки, а придерживает ими Младенца Христа, Который также благословляет двумя руками.
Композиция «Живоносного Источника» была столь популярна, что по ее типу изображали и другие иконы Богоматери — такова, например, икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из греческого триптиха середины XVIII века.
Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — начале XX вв. отмечали большое количество почитаемых в XVIII—XIX вв. в России образов «Живоносного Источника». В числе почитаемых — икона из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в., к ней направлял страждущих преподобный Серафим Саровский) и икона из Новодевичьего монастыря в Москве [Шевченко].
Матерь Божия, источающая воду благодатнейшую недугующим многоразлично, в дни Пасхальной радости собирала в храмах множество людей — не только нуждающихся в исцелении, но и тех, кто премудрости не ведал. Как первых, так и вторых и в наше время немало.
Протоиерей Николай Погребняк
Библиография:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004.
Масленицын С. И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980.
Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895.
Шевченко Э.В. «Живоносный Источник». — Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.
Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century. // Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
Чудотворные образы в Константинопольском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Сост. Лидов А.М. М., 1996.