19 апреля Гержени Иштван (Gerzsenyi István), житель области Зала, посетил в Хевизе строящийся православный храм и познакомился с его настоятелем протоиереем Николаем Кимом.
Выразив большую радость о возведении в Венгрии собора в древнерусском стиле, Иштван оказал посильную помощь храму и подарил библиотеке Хевизского прихода художественный альбом с научным описанием собора великомученика Димитрия Солунского во Владимире. Иштван получил высшее образование в России, и, работая в Венгрии, на всю жизнь сохранил интерес к русской культуре.
В этот день участники рабочего совещание пролистали подаренный альбом и получили представление о знаменитом памятнике древнерусского церковного зодчества. А за прототип строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» венгерский архитектор Ласло Ванца взял Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде тоже XII века.
Собор великомученика Димитрия Солунского во Владимире построен в 90-х гг. XII в. как дворцовая церковь владимирского князя Всеволода (Димитрия) Большое Гнездо, памятник владимиро-суздальского белокаменного зодчества (Православная Энциклопедия, т.15,с.207-218).
«Застывшая музыка», «каменная поэма» – самые яркие эпитеты не способны передать красоту этого шедевра архитектуры домонгольской Руси. Димитриевский собор уникален своей древностью, каменной резьбой и историей.
Точная дата начала строительства собора неизвестна — историки сходятся в том, что первый камень был положен в его основание в конце XII века, примерно в 1191-1194 годах. Закончили возводить храм в 1197-м. Храм был построен в честь Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Всеволода Большое Гнездо, принявшего при крещении имя Димитрий. Он перевез во вновь построенную церковь из Солуни (Салоников) «гробную доску», то есть большую икону, изображающую святого в полный рост, и ковчежец с частицей одежды, пропитанной кровью Димитрия Солунского. Первоначально храм выглядел иначе, чем сегодня. С трех сторон его окружали галереи, связывавшие собор с княжескими покоями, а также две башни с внутренними лестницами, ведущими на хоры.
Собор сполна разделил все невзгоды, которым подвергался Владимир и вся Владимиро-Суздальская Русь во времена ига, затем трижды горел (1536, 1719, 1760). Но самый большой урон собору был нанесен в мирное время, причем вовсе не в советское. По указу императора Николая I, заметившего в 1834-м году ветхость храма, началась «реставрация» с целью, якобы, придать ему «первобытный вид». В результате разрушили галереи и башни, чем подвергли собор реальному риску разрушения. «Реставраторы» замазали старинные фрески, храм был расписан заново.
После революции Димитриевский собор спасла его древность. И, хотя службы в нем прекратились, вопрос разрушения не рассматривался – храм объявили памятником древнерусского искусства, в нем заседала комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1930-х была начата еще одна реставрация, которая не прекращалась и в годы войны. Технологии XXI века позволили покрыть стены собора специальной пластиковой смесью, что препятствует разрушению белого камня. Регулярных служб в Димитриевском храме сейчас не проводится, он принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Однако в 2011 году там прошла литургия, и собор формально стал действующим.
В 1918 году в соборе были обнаружены подлинные фрески XII века, уцелевшие после николаевских изменений. Одна из них изображает Страшный суд. Сегодня в соборе поддерживается постоянный микроклимат (температура и уровень влажности) для того, чтобы сохранить внутреннее убранство, в том числе фрески.
В ходе реставрации 1999-2004 годов крест на куполе собора был заменен на новый. Старый стоит в алтарной части.
Каменная резьба на стенах собора отличается тонкостью работы мастеров, чем можно любоваться часами, разглядывая мельчайшие детали. Мифические (грифоны, кентавры) и реальные (львы) животные, птицы (орлы), люди (цари, святые), – каменные фрески Димитриевского собора читаются как книга, полная загадок, символизма и скрытого смысла. Порядка 600 рельефов, среди героев – и сам заказчик собора князь Всеволод с сыновьями, и Александр Македонский, и царь Давид.