После Божественной литургии в праздник Успения Пресвятой Богородицы в храме состоялась оживленная дискуссия о богословии иконы и чине освящения икон. Поводом стало обсуждение итогов летнего творческого лагеря в Денешдиаше, организованного в католическом монастыре, к которому в дни Петрова поста присоединились прихожане Хевизского православного прихода. Искусный иконописец Алексий из Москвы, имеющий огромный опыт росписи храмов, поделился своими знаниями и видением того, что становление мастерства требует десятилетий молитвы, уединения и обретения навыков в дополнение к художественному дару.
Познакомиться с материалами современной церковной дискуссии помогает статья Владимира Немыченкова, ответственного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН, которая вышла в августе 2022 года на портале Православие.ру, «СВЯТА ЛИ ИКОНА, НЕ ОСВЯЩЕННАЯ ПО ЧИНУ ТРЕБНИКА: ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕРКОВНОЙ ДИСКУССИИ»:
Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон
Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия
В этой статье можно найти ответы на возникающие вопросы наших прихожан, которые посетили творческий лагерь, организованный этим летом на Балатоне: «С освящением икон дела обстоят одновременно и просто, и сложно. С одной стороны, в Требнике есть чин освящения разных икон, и он применяется в церковной практике. С другой – не первое столетие не прекращаются споры о его ненужности, избыточности и чужеродном (инославном) происхождении. При этом одни утверждают, что чин освящения абсолютно необходим и без него образ – не настоящая икона. А другие возражают, что икона и без чина свята по своему содержанию – изображенному на ней подобию (образу) святого лица и надписанию его имени.»
Известный иконописец архимандрит Зинон в 1992 году говорил:
«Очень часто, видя вновь написанную икону и желая к ней приложиться, спрашивают: а она освящена? По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались. Впервые он встречается только в большом требнике Петра Могилы. Ни в одном требнике Московской дониконовской печати такого чина нет. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, но не как некий сакраментальный акт. (Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его). На иконе ставили надпись, после чего она считалась освященной. В ней почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть чтоб молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна. Например, если не будет подписана икона преподобного Кирилла Белозерского, его можно будет принять и за преподобного Сергия или еще за кого-нибудь из древних преподобных»
См.: Зинон (Теодор), архим. Беседы иконописца. – СПб.: Изд-во BIBΛIOΠΟΛΙΣ. – 144 с. С. 33–34. Более ранняя публикация: Зинон (Теодор), архим. Икона в литургическом возрождении // Памятники Отечества. – 1992. – №2–3. С. 60.